Суббота, 04-Май-2024, 03:08 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Панорама недели
Главная
Меню сайта
Погода

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

влажность:

давл.:

ветер:

...
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Финансовая децентрализация. Что это такое?

 

Задайте этот вопрос любому из народных избранников в Верховной Раде. Я уверен, он будет всячески разглагольствовать, но конкретно на данный вопрос ответить не сможет. Что тогда говорить о «пересічних українцях»…

Все для народа и только народу!..

И Президент Украины, и сама Верховная Рада в один голос твердят премьер-министру Арсению Яценюку, что финансовая децентрализация позволит оставлять на местах заработанные местной промышленностью и предпринимателями, а также другими органами инфраструктуры города деньги, используемые для его же блага.

А как это будет выглядеть на самом деле? Все, кто ранее обманывал народ, обещая найти выход из создавшейся экономической ситуации в Украине, сегодня опять, ударяя себя в грудь, твердят, что они помогут найти верный путь из создавшейся ситуации для украинского народа. Я имею в виду бывших нардепов из Партии регионов, которые сегодня перекрасились в оппозиционеров.

А теперь давайте рассмотрим бюджет нашего города на 2015 год – он составляет 513,7 млн гривен. Эти миллионы нельзя отнести к доходам, являющимся местными поступлениями, так как три четверти из них представляют собой дотационные средства государства.

За счет подоходного налога и других сборов в городскую казну поступает 110-130 млн гривен. Надо отметить, что согласно новому законодательству в городской бюджет поступают деньги от акцизных сборов (реализация спиртных напитков, табачных изделий и горюче-смазочных материалов), которые используются городской властью для латания дыр в местном бюджете.

Субсидии, субвенции, транши и прочее в пределах 400 млн гривен защищают городской бюджет от притязаний образования, здравоохранения, культуры и науки. Если мы сопоставим городские доходы и расходы, то увидим, что 80% средств Славянск получает от государственных властей.

Если же, перейдя на принципы децентрализации, Киев откажет нашему городу в субсидиях и субвенциях, то в ближайшие 5-10 лет (может быть, и раньше) мы не сможем рассчитывать на оплату труда представителей бюджетной сферы. И причиной здесь будет отсутствие градообразующих предприятий в нашем регионе. О каких предприятиях идет речь, читатели наверняка догадываются. Но здесь я назову масложиркомбинат, который отчислял в городскую казну ни много ни мало 34% общих поступлений в местный бюджет.

Можно в качестве примера обратиться и к мясокомбинату, молокозаводу, швейной фабрике, а также к флагманам промышленности города (АИЗ им. Артема, ПО «Химпром», ДРСУ, кирпичные заводы, ЗАО «Бетонмаш», солькомбинат), которые полностью брали на себя оплату расходов на содержание бюджетников Славянска.

По существу, если брать коммунальные городские предприятия, то вчера, сегодня и, по всей видимости, завтра прибыльно работали и будут работать лишь городские кладбища. Хоть и дорого хоронить, но никуда не денешься…

Доминирующая в свое время в Украине Партия регионов, считавшая себя профессиональной в деле строительства нового общества, фактически разрушила в Донецкой области все «живое», относящееся к среднему и мелкому бизнесу, транспорту и инфраструктуре промышленных городов. Малые шахтерские города фактически перестали существовать на Донбассе, в других населенных пунктах финансово-хозяйственная система практически стала бездейственной.

За все годы независимости Украины в Славянске не было построено практически ни единого предприятия, жилого дома или объекта социально-культурного назначения, что красноречиво говорит о недальновидной политике государственных мужей и руководителей города. Малому и среднему бизнесу в этом вопросе не тягаться с государством, да это и не их прерогатива, им бы самим выжить и прокормить свои семьи.

Далее. О какой финансовой децентрализации в государстве может говорить с трибуны парламента ее спикер Владимир Гройсман, если государство по уши в долгах перед Евросоюзом и Международным валютным фондом. По словам Гройсмана, регионы сами будут зарабатывать и распределять свои финансы, но хватит ли их на покрытие всех бюджетных расходов? Насколько можно ненавидеть Президента и обманывать украинский народ, чтобы в парламенте проголосовать за изменение к Основному Закону государства?!

Ликование в зале парламента после принятия 31 августа изменений в Конституцию Украины перешло в бесчинства возле здания Верховной Рады. Будут ли найдены и наказаны истинные виновники беспорядков, покажет время, но на это пока стоит только уповать.

Проблемы местного масштаба

Возвращаясь к проблемам нашего города, отметим, что из более чем 100-тысячного населения неработающих в нем более 40 тысяч, а промышленную мощность Славянска создает лишь 21 тысяча работающего населения. А если взять во внимание дошкольников и учащихся, то без централизованных финансовых инъекций городу не обойтись.

Циничное и необоснованное заявление спикера парламента Гройсмана говорит о его незнании положения дел на местах, об иллюзорных представлениях о нашей действительности.

В период вооруженного противостояния с агрессором, когда погибли сотни молодых людей в Иловайском и Дебальцевском котлах, бесстыдно лгать и обманывать своих избирателей - по крайней мере, бессовестно. В городе не работают не только промпредприятия, но и предприятия пищевой и легкой промышленности. Как в таких условиях поднять градообразующие предприятия? Их попросту необходимо создавать заново. Только добившись этого, можно будет говорить о наполнении доходной части городского бюджета.

Сегодня необходимо не только поставить перед собой вышеназванные задачи, но и обеспечить их выполнение, определившись с первоочередными направлениями в поднятии экономического уровня города.

Можно допустить, что на первоначальном этапе промышленного возрождения городу помогут центральные власти, а также областное руководство, но открытым остается вопрос дальнейшего самостоятельного плавания в бурном море рыночных отношений. Обстоятельства, на мой взгляд, доказывают, что руководство нашего города уже привыкло и смирилось с тем, что деньги будут поступать из Киева. Так стоит ли самим напрягаться на местах?

 Не думаю, что удастся взять банковские кредиты под нулевые проценты. Такого в практике банковских отношений не наблюдается, и вряд ли это будет когда-то узаконено государством. И вопрос еще в том, есть ли у Славянска какие-либо наработки в вопросах децентрализации власти. Ведь мы сегодня только ждем деньги из столицы для наложения заплат на коммунально-хозяйственные дыры, уповая на обещанное.

Акцентирую внимание читателей на  проблемах, которые встанут перед руководством города при поступлении финансовых потоков в местный бюджет. Первоначально они будут использоваться по прямому назначению, но с течением времени (я в этом уверен) произойдет сбой в целевом использовании денежных средств, что приведет к очередной неразберихе городских властей, к спешке и перераспределению финансовых потоков по ранее определенному руслу.

В заключение хочу подчеркнуть, что смысл децентрализации состоит в выборе верного направления в вопросе финансирования областей и городов из госбюджета, а также в определени, по крайней мере, пяти составляющих успеха: отказ от «путешествия» денежных потоков из Киева и обратно; ликвидация казначейств; ограничение в вопросах административного влияния на распределения бюджетных средств; упорядочение, назначение субвенций и субсидий; подбор и расстановка кадров в соответствии с профессиональными навыками; прозрачность и четкий контроль за распределением финансовых средств на местах.

Виктор Малюга


Copyright MyCorp © 2024